вторник, 13 мая 2008 г.

Привычки. ч.1

У меня две причины, по которым я хотел бы рассказать о привычках.


1) УБРАТЬ НЕГАТИВ:  Всегда были, есть и будут неприятные действия, которые мне делать надо регулярно (убирать квартиру, ходить гулять с собакой). Привыкнуть к ним - это способ убрать негатив от этих действий и быть более счастливым.

2) МЕНЯТЬСЯ: Логическое рассуждение о законах жизни было бы неполным, если бы я не нашел способ внедрить его в свою жизнь. Мы читаем много умных книг и мыслей, но применить их в своей жизни мешают вредные привычки. Как изменить себя сознательно - вот что меня интересует.

Я подготовил довольно много материала по этой теме, однако вчера, гуляя с собакой, я переслушивал подкасты Стива Павлины, и обнаружил, что он описал все более точно, чем я. Посему - я ограничусь лишь кратким обзором всего, что связано с привычками + опишу свой опыт + дам свое мнение.

Сразу приведу свой вольный перевод подкаста Стива Павлины



... В механизме подсознательного мышления есть несколько способов его работы.

Самый простой - это цепочка. Когда одна определенная ситуация - запускает заранее сформировавшуюся реакцию. Связь эта фомируется до события и укрепляется с возрастом и по мере повторения. Пример: Если человек видит цвета любимой команды - это вызывает в нем положительное ощущение, которое возникает из-за связи этих цветов и неоднократных просмотров матчей этой команды.

Следущий механизм - это петля. Происходит событие, которое вызывает определенную мысль, которая рождает действие, выполнение которого приводит к результату. Если результат нравится, то он приводит в возникновению мысли "надо бы повторить", которая приводит к действию, результат которого приводит к мысли.... и так далее. Простой пример: сериал LOST - первая серия мне понравилась, родилась мысль о просмотре следующей, которая мне тоже понравилась и таким образом сформировалась ПРИВЫЧКА. Именно ко второму механизму работы подсознания относятся привычки. Именно о его работе мы и будем говорить.

Третий способ мышления - это спираль. Отличается от привычки тем, что результат на каждом цикле может отличаться, что приводит к некоторому видоизменению однотипных мыслей, что приводит к модификации действий. Спирали также делятся на восходящие и нисходящие и с ними можно также работать, однако затрагивать сейчас я их не буду....



Условные рефлексы и привычки.


Важно не путать привычку и условный рефлекс.

Все-таки, рефлекс - он проще. Это четкая реакция на внешнее событие. Довольно сложно вмешаться в рефлекс, или делать что-то во время его проявления.

То есть, если мальчик бежит безумно от большой собачки, то он с трудом может в это время думать над домашним заданием.

Однако, привычка дает возможность разгрузить сознание и дать ему другую задачу. Если я привык водить машину, то я могу разговаривать, чесать затылок, думать об отпуске или решать математические задачки - все это во время того, как мои руки дергают рычаги, глаза оценивают дорожную обстановку, а ноги жмут на педали.

Также, привычка может быть очень сложным действием. Главное, чтобы оно закрепилось достаточно надежно. Мы каждый день ходим в ванную, давим тюбик на щетку, двигаем сложной формы щетку вдоль сложной траектории и все это - практически бессознательно.


Привычки и результат.



Привычки относятся к несознательным действиям. То есть, мы не можем испытывать эмоции от работы привычки. Мы можем лишь испытывать эмоции от результата. Это одновременно и преимущество и недостаток привычек. Если я прокатился на аттракционе "Ромашка" 150 раз, то 151 раз я уже по привычке испытаю те же перегрузки, мне не будет страшно, или весело. Мое сознание не будет нагружено эмоциями, а будет думать о том, куда девать себя вечером. Этот эффект получил название Закона убывающей полезности. Каждое следующее повторение дает все убывающее переживание и все меньше удовольствия.

Приведу пример положительной стороны привычки. Несколько дней назад я в качестве эксперимента над собой ходил по городу, надев клоунский красный нос. Первое время я испытывал массу эмоций, так как привлекал повышенное внимание. Люди оценивали меня, показывали пальцем и улыбались. Мне было не очень комфортно. Однако, уже часов через 7, я совершенно привык к повышенному вниманию и мог заниматься всеми теми же делами, как будто я не имел этого носа. Я не испытывал дискомфорта, а значит повышенное внимание чужих людей перестало меня раздражать. Я снял искусственно созданное неудобство, и наслаждался результатом (повышенное внимание, улыбки), которые вскоре тоже сошли на нет. Носить клоунский нос не имело больше смысла, и я снял его.

Вредная или полезная?


Бывают вредные привычки и полезные привычки. Для подсознания не существует никакой разницы. Вредные или полезные - они только для нас, с точки зрения нашей оценки, а значит, и бороться с ними, или выращивать привычки - надо одинаковым способом.

Вредные они только с точки зрения результата. Если нам не нравится то, что получается - то привычка для нас вредная. Если нравится - то полезная. Как правило, вредные привычки других - для нас полезны (особенно если это конкуренты или недруги). Мне реально нравится, что другие курят, так как они ослабляют себя, что дает мне преимущества. Поэтому привычка мистера Х курить является для меня полезной, а для самого этого мистера - вредной.

Горки и ямки.



Графически, изменение привычки можно представить в виде взбирания (или скатывания) на горку.(Мысль не моя, если это ты первый представил такую аналогию - напиши и я поставлю ссылку). Когда нас ничего не беспокоит - мы находимся в равновесном состоянии. Однако, если мы хотим получить больше - надо приложить усилие и вытащить самого себя на новое плато. Находясь в новом плато - можно точно также не беспокоиться. Выполнение новой привычки будет столь же обычным делом, как и выполнение предыдущей.

В самом деле, курящий человек в среднем чувствует себя точно так же, как и некурящий. Нельзя сказать, что у него больше или меньше эмоций в жизни. Однако, он тратит больше здоровья и денег, что, несомненно является неэффективным.

Способ формирования привычки – повторение.


В английском языке "привыкнуть" - get used to. То есть, использовать это некоторое время. Это объясняет как формируется привычка, и как она разрушается.

Обратимся к Стиву Павлине


... Всякий раз, когда вас посетила какая-то мысль, сопротивление, оказываемое прохождению агентов, переносящих ее по определенному пути, в следующий раз будет ниже. Это сродни тому, как проделывают тропу сквозь густые кустарниковые заросли.

В первый раз вам предстоит немало мучений, поскольку придется продираться и сквозь кустарник, и сквозь плотный нижний ярус.

Во второй раз вам придется легче, учитывая проделанную в первый раз брешь. Чем чаще вы проделаете тот же путь, тем меньше будет сопротивление среды, пока после многих повторений не образуется совершенно чистая тропа, идти по которой вам более не составит никаких усилий. Нечто подобное происходит и у вас в мозгу: чем больше повторений случается с некой идеей, тем с большей легкостью мозг обрабатывает это. Поэтому повторение увеличивается вероятность повторения.

Иными словами, чем большее количество раз происходит "ментальное событие", тем вероятнее, что оно повторится вновь...