среда, 21 мая 2008 г.

"Граф в мозгу" или "леечка мышления"





     Представьте себе направленный граф. Нет не тот, который в "История любви" вилки ел, а обыкновенный математический граф. То есть - даже лучше: представьте ветку дерева. У нас есть точки, соединенные между собой связями. Из каждой точки выходит несколько связей, ну и приходит тоже несколько связей.

     Теперь представим себе как будто граф не нарисован на бумаге - а, скажем, вырублен в земле. То есть связи - это канавки, а точки - это такие ямки. И у нас, допустим, есть в руках лейка, из которой мы можем эти канавки и ямки заливать водой. При этом земля рыхлая и вода в канавках долго не держится. По этой же причине мы не можем залить весь этот граф водой: пока будем заливать следующий участок - на предыдущем уйдет в землю вода.

     Следующее уточнение - ветки у графа (канавки) - разной толщины. Более толстые ветки легко наполняются водой, и по ним вода течет легко и свободно. Чтобы наполнить яму-соседа, соединенную через узенькую канавку - приходится лить много воды, так как она с трудом протискивается между узких стенок.

     Ок, теперь мы имеем примерное представление того, как работает наш мозг. Все тоже самое, но вместо ям и канавок - у нас понятия и ассоциации. Вместо лейки - у нас способность концентрироваться и держать во внимании эти понятия и оперировать ими.

     Какие выводы мы можем сделать из этой аналогии:

     1) Мы не способны держать во внимании все свои понятия одновременно. У нас небольшая леечка, которая позволяет сфокусироваться лишь на одном участке. Размер этой леечки, видимо и называют умом. Умный человек - тот, кто держит в голове больше вещей одновременно и оперирует ими быстрее. Тугодум - человек с маленькой лейкой, тот кто медленно передвигается вдоль своего графа и потихоньку заполняет ямы водой.


"...– Когда я впервые встретился с ним, то уже через пять минут понял, что он не партнер, не равная мне сторона в беседе; его мысль накрывает меня, как стеклянный колокол муху, вмещает в себя все мои аргументы, утверждения, гипотезы, и попытка выбраться из сферы его ума столь же напрасна, как желание пешехода выйти за пределы окружающего его небосвода..."

Станислав Лем - Маггелановы облака


На самом деле, что такое «умный», я рассуждать точно не берусь. С другой стороны, возможно, что леечка у нас всех одной мощности, а дело только в оптимальном расположении канавок.


"...- да, умный чувак  - тот, который еще в процессе рытья канавок позаботился о том, чтобы они были хорошо связаны

- потому что дурак ведь думает не меньше тебя, если глянуть на энцефалограму

- и даже не меньше меня, наверное )

- просто дурак льет свою обильную воду, а она вся пропадает в бестолковых канавках.."  (с) C2H5OH


     2) Мы не можем держать во внимании понятия, удаленные друг от друга больше чем на 5-8 шагов (точное число зависит от нашего ума). Мы не можем залить две несвязанные друг с другом ямы. Мы не можем взять и запросто связать одно с другим. Мы думаем и мыслим только в рамках своих сформированных ассоциаций. У леечки всего один носик. Попытка сконцентрироваться на двух вещах одновременно вызывает подвисание нашего внутренного монолога (См. Остановка внутреннего монолога) Ассоциации у нас формируются опытом, который у каждого уникален. Поэтому и одно и то же понятие вызывает у нас разные ассоциации.

     3) Плохо связанные с собой понятия (узкие канавки) труднее держать в голове. Если мы уже держим в голове 2-3 понятия, то слабые ассоциации как бы "пропадают" на нашем графе. У нас не хватает мощности зацепить и отдаленные ассоциации в кучу с привычными. (Обычно говорят: "это выпало из фокуса моего внимания" или просто "я об этом не подумал"). В самом деле, думать о лодках и веслах проще, чем думать о лодках и грушах.


«...Boom 

вот что значит, когда говорят - у него возбудился центр речи?

­C2H5OH 

10:46 когда это говорят, подразумевается, что человек при этом не ослеп, не оглох и продолжает хотеть в туалет

10:46 то есть электропитание по-прежнему подключено к другим центрам

Boom 

10:47 хз... известно, что когда говоришь - думать труднее

10:47 когда переводишь - еще труднее

10:47 синхронисты зачастую - вообще не знают, о чем говорят - я с ними разговаривал

10:48 переводить и писать - еще труднее…»

(с) из одной беседы в чате


     4) Думать в рамках хорошо связанных понятий - легко. Именно поэтому появилось название такого мышления - стереотипное. В Америке линчуют негров, все гомосексуалисты - зло - это типичный пример стереотипного мышления. Чтобы так думать - не надо напрягаться. Мир прост и понятен.

     5) Если часто думать о двух понятиях совместно - то связь между ними упрочняется. Поэтому и существуют особые ассоциации, присущие какой- либо профессии.


"...111> ПРИВЕТ!!!!!!! ДАВАЙ ОБЩАТСА!!! Я КАТЯ

222> Да? Ну давай пообщаемся... Только сначала маленькая проверка, ок?

111> КАКАЯ ЕЩЕ ПРОВЕРКА????

222> Ну я скажу слово - а ты - максимально быстро - первую ассоциацию на него, это просто.

111> НУ ДАВАЙ

222> слово: "полевой"

111> ТРАНЗИСТОР

222> бу го га )))) гуляй отсюда, "Катя" )))

111> Сука, Санек, спалил на такой мелочи =) Чертова схемотехника =)..." (с) bash.org.ru


Тут и появляется понятие "паттерн" - значение которого понимать очень важно для каждого, кто интересуется мышлением человека.

Подробнее - в следующих выпусках.

Ссылки по теме:

Колесник о паттернах

О логике и мышлении - прекрасная статья.

Судаков "Отпечатки действительности" в системных механизмах деятельности головного мозга.