понедельник, 5 мая 2008 г.

Дерьмо vs Джоконда

…Один из скандальных скульпторов Нью-Йорка Дэниэл Эдвардс решил выставить в галерее произведение своего искусства – он сделал в бронзе экскременты недавно родившейся дочери Тома Круза и Кэти Холмс. Как известно, именно Эдвардс является автором скульптуры Бритни Спирс, рожающей своего первенца Шона Престона…





Натыкались на такую новость? Я помните про художника, который придумал уникальный способ пластификации своих экскрементов? Его творческая работа, наверное, начиналась каждое утро, когда он со свежей газеткой раскорячивался над листом стекла, чтобы потом представить почтенной публике результат своих «трудов»… Мне не доводилось посещать музеи современного искусства, но не раз видел телерепортажи с подобных выставок, где особое внимание уделялось, композициям из пивных бутылок, металлолома и прочего мусора. Как относиться к такому искусству? Я нашел для себя такой вот ответ (дальше излагаю тезисно):
Любое искусство ценно тем, что способно вызвать у зрителя определенные эмоции. Картина «Богатыри» призвана, видимо, дать ощутить всю силу и величие русского Духа, «Купание красного коня» должна возбуждать женщин, а «Завтрак тракториста» - дает нам почувствовать аромат парного молока и колосьев пшеницы… С этим аспектом изобразительного искусства, вроде, разобрались – без благодарного зрителя ценность любого произведения равна ценности затраченного сырья.
Так что же, кучка говна дочки Тома Круза имеет ту же природу ценности, что Джоконда Леонардо да Винчи? Даже сам Том Круз, думаю, так не считает (хотя с него станется…). Так в чем же подвох? Вот Мона Лиза, вот кучка юного дерьма, и там и там все ахают, и цокают языками…. Трусы, в которых Маргарет Тетчер потеряла девственность могут уйти с аукциона за те же миллионы, что и прекраснейшее из яиц Фаберже…
Я так думаю, брат, что сила в... вечности и некоторой независимости от аудитории по настоящему ценных произведений. Поясню: если на далекой планете обитали бы похожие на нас люди и они развили бы свою художественную школу, то они оценили бы Джоконду по достоинству. Есть некоторая объективная красота. Золотое сечение нравится всем, это «зашито» в подсознание. Поэтому архитектура, построенная на золотом сечении, будет нравиться широким массам непосвященных. Подозреваю, что кроме золотого сечения, есть еще много хитростей, как заставить мозг биться в экстазе. Не зря ведь Джоконда - самая значимая из картин, была написана, можно сказать, ученым, а не художником… он явно что-то знал, стервец…


В заключение, пройдусь еще раз по ни в чем не виноватой дочке Круза: подобное искусство тоже вызывает эмоции, но причина их другая: не само произведение источает положительные флюиды, а окружающая его толпа. Стадное чувство, вот что это такое. Плохо это? Да нет, конечно нет, как можно прокаламбурить, эмоции не пахнут. Но разницу надо понимать.. нааадо!