понедельник, 26 мая 2008 г.

Забавная особенность или что такое "креативность"?


Ну а я продолжаю разговор про паттерны. Почитали про них? Ну лучше Колесника я все равно не напишу, так что будем считать понятие паттерны - определенным.

Способы борьбы с закостенелостью нашего мышления - также неплохо описаны у Колесника или у де Боно. Добавлю лишь несколько замечаний.

На самом деле, паттернов, конечно же, нет. В нашей карте понятий - графе каждое понятие связано с каждым. Мы можем путем последовательных ассоциаций связать любое понятие с любым (на этом и основана игра "катена"). Паттерном мы обозначаем примерное устойчивое поле ассоциаций, присущее большинству людей, то есть, пользуясь прошлой аналогией, набор ям, соединенных особо широкими канавками. Поэтому, если уж мы случайно подумали про какое-то из понятий, входящих в паттерн - нам приходится тратить ресурсы, чтобы вспомнить и все, что тесно соединено с этой ямой, хотя может оно нам и не нужно в этот момент.

Логика


Полной противоположенностью креативному мышлению является логика.
Вообще, надо сказать, логика противоречит всему устройству нашего мозга. В ней нет ассоциирования и путешествия по наиболее широким канавкам нашего мозга.
Логика - это способ мыслить, когда следующее понятие выбирается не исходя из силы связи конкретного понятия в голове конкретного человека, а исходя из определенных правил.
Логика (и другие системы, не завязанные на конкретного человека) позволяет нам общаться, понимать друг друга. Мы установили правила логики, которые четко задают нам последовательность размышления, в не зависимости от того, кто конкретно размышляет. Это означает, что мы можем проверить логические выкладки другого человека и сделать свои выводы. Кроме того, логика - это причинно-следственная система, хорошо эмулирующая поведение внешнего мира. То есть, логикой выгодно и хорошо описывать процессы, происходящие за пределами нашей черепной коробки.
Понятное дело, логика требует больших умственных усилий, нежели ассоциативное мышление. Так как мы с усилием прогоняем сигнылы сквозь слабые, но логичные связи между понятиями. Плюс к тому, помимо нашей воли наше внимание рассеивается на стандартные ассоциации - то есть мы думаем не очень эффективно. Мы тратим силы на осознание всего паттерна целиком, а не нужной нам части. Когда я думаю о пионерах и их влиянии на ход истории мне может быть совсем не надо вспоминать про коленки нашей пионервожатой в лагере, однако я вспоминаю и отвлекаюсь от основного хода мыслей. На это уходит масса энергии. Именно поэтому, мы не можем все время думать логически.

Забавная особенность.


Далее, отметим забавную особенность человека: нам не нравится обновлять связи между понятиями самим, нам нравится, когда наши связи обновляют за нас. Самим подумать и найти что-то новое - это ужасно трудно. Надо менять свою точку зрения, напрягаться - это все стресс и редко кто делает это для собственного удовольствия. Иногда (если новая точка зрения кардинально меняет все связи между понятиями) для человека это сделать просто невозможно. Банально не хватает ресурсов на перестройку мозга.

Но (!) можно помочь мозгу перестроиться к новой точке зрения, если воспользоваться внешними доказательствами. Это процесс приятный и человечество его очень любит. Кто же такие - эти внешние средства перестройки мозга? Это:

1) Визуальная информация: "На, смотри, черные лебеди бывают"

2) Аудиоинформация: "А сейчас, внучок, я тебе расскажу то, до чего ты пока сам допереть не можешь - Сказку про репку! Слушай, да обновляй свои ассоциации"

3) Отгадки, решения, разоблачения, сенсации: "Ах вот, как решается эта задача", "Мне любопытно, я хочу узнать, как там все устроено у девочек"

4) Вообще что-то новое "Вот смотри то, что ты никогда не видел", "Гляди - экран, размером с 9тиэтажный дом!"

Увидя, услыша или почувствовав то, чего нет в активе мозга -человек моментально фиксирует это, перестраивает свои взаимосвязи и, по неведомой причине, получает удовольствие.

Новое.


Где брать новое для человека?

Ну когда человек имеет маленький рост, вес, ум и возраст - для него новое - это все, что рядом. Посмотрите, какими глазами смотрят младенцы на облака и поймете, что до их кайфа нам уже не добраться даже в Ламборджини Диабло. Далее - человек привыкает к окружающей среде и ему необходимо двигаться, чтобы увидеть и услышать новое.

Во времена до нашей эры увидеть новое было относительно легко. Надо было встать и идти в любом направлении некоторое продолжительное время. Тогда пейзаж менялся и человек удивлялся, почему деревья становятся ниже, а осень холоднее. Со временем, потребность в новых ощущениях заставила человека облазить всю Землю и теперь уже особенно сильно не удивишься. Я посмотрел много дисков BBC и знаю чего ожидать от поездки на Амазонку или в предгорья Кавказа.

И вот тогда появились креаторы! Люди, выдумывающие новое!

Креативность.


В связи с вышеописанным - креативный человек - человек с не совсем стандартными паттернами, который может вытаскивать не сильно связанные ассоциации и комбинировать понятия в новые для нас формы.

На вещь обыденную смотреть неприятно. Нам не плохо, но и не хорошо - обычно, скучно. Нам хочется эмоций, перестройки нашего мозга, новых ощущений (или хотя бы забытых старых), обновления видения. Чем приятна креативная вещь (можем даже назвать ее искусством)? Это что-то такое, что мы бы сами не сделали в силу ограниченности или слаборазвитости своих ассоциативных связей, это позволяет нам расширить свой диапазон ассоциаций до уровня автора.

Без новых веяний в дизайне нам может быть и не пришло бы в голову разукрашивать плиту под хохлому или ассоциировать набор пятен с картиной. Полезно ли смотреть на креативные вещи, ходить на выставки, концерты новой музыки? - Конечно. Мы расширяем "канавки" между плохосвязанными "ямками"-понятиями. В последствие - это может пригодиться при обдумывании какого-либо решения.

Чем не неадекватнее креатор - тем больше далекую от наших представлений он выдает продукцию. Иногда, его не понимают и больно бьют, иногда носят на руках.

Подведем итог обзору: стереотипность нашего мышления зачастую экономит нам много сил и средств, но мы не всегда действуем не оптимально. Расширять наши реакции можно самостоятельно (неприятный способ) или внешними путями (приятно). Выбор способа - личное дело каждого. Креаторы с их неадекватным мышлением могут помочь нам испытать новые эмоции и мыслить также неадекватно, как и они.