Итак, игра по правилам или лудекия.
Речь пойдет о довольно интересном процессе. Допустим, вы придумали фирму, идею, систему. Эта система работает, приносит прибыль (удовлетворение, ништяки). Однако, по причинам, описанным
выше, рост прибыли замедляется, замедляется, и, в конце концов, останавливается. Если вас устраивает текущее положение вещей, то вы склонны предполагать, что прибыль падать не будет, так как правила не меняются, внешняя среда не меняется и все остается стабильным. Однако, это не так. Система будет деградировать (время А на рис), и причина этой деградации - лудекия. Когда регресс будет явственно виден (размер деградации В - на рис) системе придется перестраиваться.
Термин лукедия предложен Э. де Боно, в одной из своих книг. Вот краткое описание:
Когда игра является самоцелью, мы имеем то, что я назвал лудекией. Это почти что система веры в области практических действий: то, что делается, служит в поддержку того, что делается. Если не имеется способов генерации свежих идей, практически любая организация рано или поздно окажется в таком «самоорганизующемся» устойчивом состоянии.
Когда система, в которой участвуют люди, становится хорошо понятной для людей, то сотрудники начинают четко работать на те мотиваторы, которые у них существуют, а не на цели, которые у них стоят. Например, новый сотрудник Василий, придя на работу имеет беседу с начальником HR отдела и получает кучу идей в голову типа "Наша миссия - это... ". Василий понимает, что если он будет помогать достигать целей компании - он будет получать бабло за свою работу. Поработав полгодика, Василий понимает, что на самом деле он получает деньги за то, что надувает щеки, приходит вовремя и сдает красивые отчеты с глупыми цифрами финансистке Сонечке. Теперь уже Василию побоку цели компании, он нашел способ, как зарабатывать те же деньги проще и легче. То есть, Василий нашел правила игры. Компания в целом от этого поигрывает, Василий, в частности, выигрывает.
Еще пример: Бюрократия - Организация, созданная для определенной цели, однако со временем начинающая существовать для целей собственного выживания.
Цель бюрократии в том, чтобы избегать ошибок. За хорошую работу не хвалят. За ошибки всегда наказывают. (Для организаций всегда выгодней применять метод кнута, чем метод кнута и пряника, ибо пряники - стоят денег). Разобравшись в правилах игры, работники стараются не принимать никаких решений (нет решения - нет ошибки). Требуют дополнительных справок, обоснований, стараются переложить решение с себя на другие отделы. Рождается бюрократия.
Последний, свежий пример, из одного хорошего блога:
В России квартиры продают на квадратные метры. В результате в новых домах строят двухкомнатные квартиры по 80 квадратов, трешки по 140 с огромными ванными, бессмысленными холлами и т.д.
В Англии квартиры продаются на спальни и санузлы. Результатом являются 55- метровые трехкомнатные квартиры с двумя ванными со спальнями в 7 квадратов, куда кроме кровати не помещается более ничего.
С точки зрения потребителя - и то, и другое - редкостный идиотизм и неудобство
Как бороться с лудекией? Конечно же развивать широту взглядов, свежее мышление, сомнение в правильности правил игры. Развивать проактивность и умение видеть, какие мотиваторы и ограничители работают в той или иной системе.
Спонсор поста: shirtoo.ru - Вышил и забыл.
0 коммент.:
Отправить комментарий