четверг, 30 октября 2008 г.

Купи авто!

Покупаем тачку - поехали дальше.


Любой продукт, который мы покупаем, состоит из понтов и функциональности (поделили согласно MECE). Для автомобиля функциональность - это умение перемещать вашу задницу с места на место, возможность сэкономить на общественном транспорте и возможность перемещать большие грузы на далекие расстояния. Понты включают в себя показатель статусности (крутой джип - большой человек), ощущения новизны и обладания красивой вещью, сюда же можно отнести ощущения скорости и драйва (тем, кто без этого обойтись не может - лучше отнести ощущения в функциональность).


Соотношение понтов и функциональности в машине


Функциональность - штука простая. Измеряется в цифрах (тонны, км, литры). Для машины - это технические характеристики. Конечно, каждый покупатель выбирает из обширного списка характеристик именно свои требования, поэтому эта доля варьируется от покупателя к покупателю, но не очень сильно. (кому-то нужна большая грузоподъемность и багажник, а кому-то наличие складного третьего ряда сидений).


С понтами - сложнее, вещь эфемерная и точной оценке не поддается. Понты можно разделить, в свою очередь, на две части. Первая часть - это общественное мнение. Это, собственно и есть те самые понты, в привычном нам понятии. Эта часть более менее стабильна, для каждого покупателя. Общество в среднем знает, что феррари понтовее ниссана, а Хаммер понтовее Патриота.


Вторая часть - это личные ощущения от машины. Тут все индивидуально. Кого-то прет новая машина, кто-то обожает кожанный салон, кому-то все равно, на то, как машина выглядит, зато обожает гонять по МКАДу. Конечно, сложно назвать эту "ощущабельную" часть - понтами. Скорее это - личные ощущения. И, естественно, размер этой части по некой шкале будет очень сильно варьироваться от покупателя к покупателю.


Сведем все в кучу: Есть две машины, что мы можем о них сказать?


Соотношение понтов и функциональности в машине


Сумма "ништяков", которые покупатель получит от покупки, может сильно отличаться и зависит от функциональности машины, общественного мнения о владельце подобного автомобиля и личных желаний, стремлений покупателя. В целом, эта сумма ништяков и определяет цену. Производитель старается взрастить все три категории в машине (наращивает функционал, придает своему бренду весомость и призывает покупателя попробовать погонять, почувствовать своей задницей сиденье и прочее).


Понты, функционал и личные ощущения в новой покупке


Введем третье измерение для наших измышлений - время. Рассмотрим, как ведут себя все три части ништяков автомобиля со временем.


1) Функционал - со временем практически не меняется. Если в машине есть кондиционер, то, при надлежащем обслуживании, он из машины не убежит. Перемещать грузы и родственников машина не перестанет вплоть до самой своей смерти.


2) Личные ощущения - человеческий организм - гибкая штука. Он привыкает. Привыкает к разгону машины, к кожаному салону, к ощущению обладания машиной. Со временем ощущения слабнут, так как машина - штука железная и не меняется. То есть, здесь, "ништяки" опадают до определенного, довольно низкого уровня.


3) Понты - все знают, что мода - понятие переменчивое. Хорошо иметь машину "последней модели", но как только вышла машина в новом кузове - отними от понтов половину. Машина выехала из салона - отними 20% от цены (определителя понтов). Мир ускоряется, и теперь уже модно менять машину каждые три года, если не чаще. Иначе - сумма понтов очень сильно падает.


Понты, функционал и личные ощущения в новой покупке


Получается, что для гипотетического покупателя, который купил машину и
пользуется ей 10 лет, к концу срока от машины из ништяков остается только
функционал и все! Все остальные части съедает время.


Выведем мораль из предыдущих лемм:



  1. Если вы покупаете машину всерьез и надолго - лучше всего обращать внимание только на функциональные характеристики. Следует сдерживать организм и не покупаться на ощущения приподнятого настроения и призывы зеленых человечков "хочу, купи быстро и сейчас". Голоса в голове замолкают довольно быстро, также как и восхищенные возгласы на улицах.

  2. Если у вас много денег и покупка машины не является для вас чем- то из ряда вон выходящим - лучше покупать машину попонтовее, может быть даже в ущерб функциональности. Это довольно быстрый способ обменять деньги на общественное уважение. Жалко, что позволить себе это могут не многие.

  3. Глупо надеяться, что ощущение радости от обладания машиной или восхищение ее мгновенным разгоном останется с вами надолго. В момент покупки лучше глушить все эти восторги, хоть это и очень трудно.

  4. Понты и общественное уважение - очень важно. Но не обязательно покупать их настолько дорогим способом. Попробуйте доминировать в других областях. Отрастите мышцы, научитесь играть лучше всех в шашки или компьютерные игры. Выбирать вам, но лучше выбирать осознанно, а не ждать пока организм подскажет.



Ссылки по теме:



  1. Крайнов - Как тратить меньше, не унижая себя

  2. Вектора и повороты

  3. Секреты супермаркетов





Спонсор поста: shirtoo.ru - вышиваем всякую херню.

1 коммент.:

C2H5OH комментирует...

А какие понты дешевле машины? Понты это что? Положительная эмоция от признания окружающими твоего доминирования (часто это признание существует только в воображении понтующегося). Дорогие шмотки на тебе могут не заметить из-за обилия подделок, а вот большой джип, мигающий ксеноном на грани ультрафиолета тебе в зеркальце не заметить трудно. Так что агрессивная машина - настоящий неподдельный понт. Причем я думаю, можно найти что-то достаточно понтовое и за 20 тыщ, так что сравнительно дешево.