среда, 23 апреля 2008 г.

Желания. Вектора и повороты.

Итак, ЖЕЛАНИЯ!
Еще раз повторю свое определение желания:

Желание - это природой заложенное в нас стремление к чему-либо, которое мы не можем контролировать. Желания находятся в области подсознания - то есть, мы не можем воздействовать на них напрямую, отключать и включать их. Желания есть продолжения нашей эволюции от обезьян. Желания помогали обезьяне эволюционировать, не давали ей сидеть на месте, организовывали эффективные стаи, толкали на осваивание новых территорий и прочее.

Тут важно понимать, что желания - это не самый эффективный способ придти к успеху. То есть, у природы были свои законы, по которым рождались желания. У человека в современном обществе - несколько другие цели и задачи. Зачастую природные желания и современные цели тащат бедного человека в прямо противоположные стороны.

Давайте перечислим несколько желаний, чтобы более точно понимать, о чем мы говорим:
1) Половое влечение
2) Желание доминировать
3) Желание общаться - социализация
4) Желания есть, пить, спать и пр.

В принципе, все эти желания довольно точно описал Маслоу в своей знаменитой пирамиде потребностей. При этом Маслоу никак не говорил, насколько эта пирамида целесообразна в текущих условиях жизни человека. Он просто констатировал факт - есть пирамида, и все тут! А я утверждаю, что наиболее эффективные действия - это не те, которые вызваны желаниями, а те, которые вызваны логическим анализом ситуации. (довольно толково описано это тут)

Женщины, по природе своей, меньше подвержены логике, что является причиной распространенности термина "женская логика". В самом деле, выражение "если нельзя, но очень хочется, то можно" - чаще приписывают именно им. Ясное дело, что, согласно логике верно только "Если нельзя - то нельзя", однако желания вносят свои коррективы и человек, поддавшись им, идет вопреки рассудку.
Забавная и приятная особенность желаний - это их нечеткость, неопределенность. То есть желание дает общее направление - а конкретная интерпретация желания в действия - это задача сознания, которая может быть решена и с помощью логики в том числе.

Пример: Организм подает сигнал: ХОЧУ КУШАТЬ! Это общее направление - оно само по себе никак не подсказывает нам, что делать. Мы можем подумать логически и решить, что надо что-то купить, чтобы заглушить голод, или потерпеть до обеда, или не есть вообще, так как мы на диете. Можем логически не думать - а взять первое попавшееся нам на глаза - ближайшая палатка с шавермой и улыбающийся волосатый человек в ней. Можем вспомнить рекламу Макдональдса и пойти заказать всего и побольше там. Важно здесь то, что мы можем сами выбирать, куда повернуть вектор желания, но убрать сам это вектор не можем.


Зачастую, человек не осознает необходимости применения логики в "повороте" вектора своих желаний, или ему просто лень, или он устал. Что происходит в таких случаях? Тогда проще взять уже готовую ячейку из памяти и применить ее. Что я делал в прошлый раз, когда чувствовал это желание? Что делал мой друг, киногерой, мама и папа? Выбрать подходящую ячейку гораздо проще, чем понять текущую ситуацию.
Этой особенностью и пользуются рекламщики, которые зачастую вертят наш вектор желаний за нас.
Например:
Хочешь доминировать (на дороге) - купи машину Хаммер H3. Это король дороги и ты будешь над всеми.
Хочешь девушку - звони 0963 и по этому номеру тебя удовлетворят как надо.
Хочешь есть - срочно заказывай нашу пиццу. Не давай себе голодать!

Таких примеров тысячи - ты можешь их увидеть каждый раз, спускаясь в метро или проезжая мимо рекламных щитов на МКАДе.

Важно помнить, что у рекламщиков - свои задачи. То есть, хорошо, если они ставят себе задачу - удовлетворить лично твои потребности и сделать лично твою жизнь лучше. Я лично таких не встречал. Обычно, задачи бизнеса концентрируются на нем самом. То есть, направление твоего вектора иногда работает не на тебя. Это неверно! Стоит такие ситуации фильтровать и пытаться вырваться из "гнета" рекламы, общественного мнения. советов знакомых и друзей и пр.

Заканчивая, приведу неполный список способов выбора направлений удовлетворения твоих желаний:

1) Повторение одного и того же много раз - реклама, молитва, обучение в школе, адаптация к жизни в обществе
2) Создание "якорей" - техника НЛП, фирменные гимны, рекламные мелодии, фирменная символика, логотипы
3) Ассоциирование с чем-то хорошим - корпоративное вознаграждение, гранды, реклама со знаменитостями и пр.
4) Ложная логика - типичный пример: "Позвольте себе лучшее - купите Данон" или "Да - качеству! Купите Sony"
5) Обман - подделки, ложные обещания, приукрашивание продукта на обертке и пр.

И напоследок: как можно защититься от насильственного поворота твоего вектора желаний?
1) Снижать информационный шум, рекламный шум, который падает на тебя ежедневно.
2) Установить четкие правила реагирования на то, или иное желание (не делать импульсивных покупок путем создания списка покупок ДО посещения магазина).
3) Планировать способы удовлетворения своих желаний в моменты максимального действия логики (с утра, в спокойной деловой обстановке)
4) Контрприемы - повторять много раз нужные тебе утверждения, искать обоснования для своего поворота вектора (пример: я хочу доминировать путем более классного вождения а не путем более дорогой машины), искать контрпримеры против утверждений других (выбивание ножки у столика - в терминологии Бодо Шефера. Пример: Имунель не повышает иммунитет, так как не содержит ничего особенного для повышения иммунитета)
5) Самый важный способ: почаще осознавать, что ты делаешь и почему. Задавать себе вопрос "Почему я делаю это сейчас?" как можно чаще, включая логику.

Надеюсь, приведенные советы помогут тебе жить более разумно, а не быть рабом своих желаний.