среда, 2 апреля 2008 г.

Логичные и нелогичные действия в достижении цели

Итак, все люди стремятся у тем или иным целям, так как это заложено в их природе.

Ясное дело, что у всех подход разный, но каждый, в принципе может объяснить почему он идет тем или иным путем.
Верования людей влияют на избранный ими способ достижения цели.
Все учебники по планированию проектов советуют составлять начальный план для достижения цели. В соотвествии с этим, люди делятся на 2 типа:

  • Те, кто составляют план
  • Те, кто принимают сиюминутные решения, основываясь на текущей ситуации
Утверждение: Составление плана для достижения цели при прочих равных - эфективнее.
Доказательство:
Мозг - это нелогичный аппарат. На процесс мышления действует множество факторов. Например: прошлый негативный опыт, текущее эмоциональное состояние, измененное состояние сознания (наркотики, алкоголь), сильная эмоциональная привязка к решаемому вопросу.
Далее, следуя к своей цели, человек принимает решения не в спокойной объективной обстановке, а основываясь на текущих реалиях и в текущем состоянии. Так как окружающий мир воспринимает действия человека, основываясь только на причинно-следственной связи, а не не эмоциях человека - зачастую конкретные ожидания человека не соотвествуют логически построенным заключениям стороннего наблюдателя, что, в конечном итоге, ведет к нарушению плана и усложнению достижения цели.

Чтобы избежать такой ситуации - стоит избегать влияния среды и внутренних состояний на свои действия, планируя шаги заранее.


Поговорим подробнее о плановом подходе к достижению целей.

Зная о наличие в мире причинно-следственных связей, человек, чаще всего, основывает свой план на причнно- следственных логичных цепочках (если я буду нажимать на педаль газа - машина поедет быстрее). Реже, человек принимает решение на основании интуиции и разрабатывает план на такого рода чувствах (я чувствую, что должен ехать в Америку, чтобы стать богатым). Не будем рассматривать интуитивный подход из-за его примитивизма.

Что есть логичная причинно-следственная цепочка?
Определение: логичное поведение - это действие по логически выверенному плану, который в результате причинно следственной связи действий приводит тебя к искомому результату с наибольшей вероятностью
То есть, человек учел все параметры, знает как работает тот или иной нужный ему закон природы и на основании всех данных делает взвешенный вывод о результате эксперимента.
(пример: Если я отпущу с 10 этажа бутылку из под "Клинского", то, повинуясь закону притяжения масс, эта бутылка устремится к центру Земли. По дороге, эта бутылка встретит поверхность Земли. Так как скорость данной бутылки будет такова, что сила противодействия превысит критические напряжения в бутылке, то бутылка разобьется)

Мозг наш небезграничен и не способен держать в голове сотни логических цепочек, поэтому мы начинаем упрощать. Мы "схлопываем" цепочки, превращая множество цепочек в одну, зная, что если мы дадим на вход этой цепочке данные, то на выходе получим точно определеный результат.
Важно понимать, что в случае необходимости или сомнений, мы можем такие цепочки (назовем их "белыми ящиками" развернуть и проверить, как внутри все работает)
(Пример: Я знаю, что если я нажму на педаль автомобиля - он ускорится. Я пользуюсь этим каждый день, не проверяя. При необходимости, я могу понять, что при нажатии на педаль газа - увеличивается подача топлива в камеру сгорания, что увеличивает усилие на поршень, который ускоряет движение приводного вала, который быстрее крутит колеса, которые.. и т.д.)

Из-за недостатка информации или времени/желания эту информацию выяснять, мы можем пользоваться чужими блоками из логических цепочек, вставляя их в собственный план по достижению цели.
При этом есть три пути проверить заимствованный блок из логических цепочек:
  1. Найти информацию и проверить логику законов, по которым построен логический "белый ящик"
  2. Проверить самому на себе. Запустить цепочки на выполнение несколько раз и посмотреть результат
  3. Довериться авторитету других

Разумеется самый лучший способ проверить чужой "белый ящик" - это разобрать его и посмотреть, как он работает. При этом мы можем выяснить все ограничения и области использования того или иного принципа.
Второй способ хуже, но тоже весьма действенный, так как мы точно знаем, что он работает при тех обстоятельствах, при которых мы его проверяли. А значит - мы можем его использовать.
(Пример: мне предлагают прокатиться на двухколесном велосипеде, объясняя его устойчивость вращением колес и действием возвращающей силы. А я маленький и мне непонятны все эти формулы из термеха. Мне проще сесть и попробовать. Ага, работает. Верю!)
Третий способ самый легкий и самый ненадежный. Так как авторитет человека зависит от эмоциональных привязок. Кроме того, человек может обманывать, заблуждаться или просто случайно передать тебе свои "белые ящики"


Если мы не проверяем какой-либо ящик, а просто доверяемся человеку или верованию - то назовем такой ящик черным. Тут, даже при всем желании мы не можем оперативно развернуть логические цепочки и проверить достижимость цели. Использование таких ящиков ведет к снижению вероятности достижения цели. Но пользоваться ими также полезно, ибо они могут значительно ускорить путь к цели.
Стоит ввести коффициенты по измерению мат. ожидания результата из "черного ящика". Коэффициенты вводит каждый для себя сам, исходя из своего опыта жизни и влияния окружающей среды.

Таким образом, имея перед собой план по достижению цели мы можем пользоваться как собственным умом (для построения логических цепочек), собственным опытом (для построения "серых ящиков" - цепочек, которые мы проверили на себе) а также заимствованным опытом других людей ("черные ящики")