вторник, 28 октября 2008 г.

Шопингуй, не шопингуй...

Подарки, шопинг


В принципе, можно этот пост считать продолжением вот этого.


За последние пару лет, много моих друзей (да и я сам) приобрели много разнообразных ненужных вещей. Рынок наш раздувался, было много свободных денег и все мы совершали много покупок. Существует много блоггеров, которые дают советы по совершению покупок (Давыдов,Крайнов) и предостерегают от совершения импульсивных покупок. Предлагаю разобрать механизм совершения покупок (на примере покупки автомобиля) с точки зрения функционирования человеческого мозга.


Что такое "покупать"?


Покупать - это, в общем случае, менять деньги, на какие-либо вещи или услуги (тут мы ограничимся вещами). Деньги, в свою очередь, даются нам в обмен на наше время и усилия. (крайние случаи типа олигархов или бандитов я не рассматриваю).


Деньги обмен на продукты, шопинг


Почему мы любим покупать?


Странно, да? Банальный обмен, но нас почему-то радует. Даже есть целое понятие - shopping. Есть даже заболевание - шопоголизм. У меня есть пару гипотез для объяснения этого явления.



  1. Инстинкт присваивания. Человек в принципе, недалеко в своем развитии ушедший от обезьяны, имел в недалеком своем прошлом этап собирательства яблок, фиников и прочих помидоров с ветвей джунглей. Очевидно, что тот голозадый предок, который больше стремился собрать и собирал всяческого рода ценности - имел больший шанс выжить. Этот древний инстинкт остался в нас до сих пор и ведет нас к шопоголизму. Этим можно объяснить, например, большую подверженность шопоголизму женщин, в чьи обязанности дольше входило собирательство яблок и фиников. Тогда как самцы переходили на охоту и рыбную ловлю.

  2. Доминирование. Маслоу ставил доминирование (самоактулизацию) на вершину своей пирамиды. Видимо, по какому-то закону эволюции обладание вещью стало удовлетворять потребность в доминировании. Причем, чем уникальнее вещь - тем полнее удовлетворяется потребность в доминировании. Существенное уточнение: важно, чтобы эта вещь считалась уникальной и нужной обществом, иначе потребность не удовлетворяется. Мерой, описывающей степень удовлетворения потребности доминирования - являются понты.


Понты


Ну, фактически, понты - это порождение лудекии. Изначально, в вещи существует функциональность, из-за которой ее покупают. Потом вещь становится предметом культа, ее начинают украшать, улучшать. И вот тут появляются понты. Как мера того, какая вещь лучше. Понты могут включать в себя качество вещи, дизайн, функциональность, старину вещи или ее новизну и много других характеристик. Примечательно, что понты могут и не включать все или несколько из вышеприведенных характеристик, что, несомненно, говорит о нелогичном, инстинктивном происхождении понтов.


Понты состоят из качества, функциональности...


Подведем промежуточный итог:


Мы покупаем что-то, чтобы порадовать себя и чтобы решить какие-то свои проблемы. Организму нравится покупать, так как его инстинкты при этом активизируются. При покупке вещи стоит учитывать не только ее функциональность, но и понтовость. Понтовая вещь способна кроме решения проблемы еще и радовать владельца некоторое время.


Про то, как же именно покупать и что учитывать при покупке машины - в следующем посте.



Ссылки по теме:



  1. Школа жизни - что такое понты?

  2. Крайнов - Законы накопления хлама




Спонсор поста:
shirtoo.ru - Вышей, а не наклей.